Выбор животных

Уже по тому, поведение каких животных изучаем, гипотезы можно проранжировать от очень общих до узкоспециальных. Иногда эксперименты проводятся только для того, чтобы выяснить, распространяются ли уже известные феномены поведения на другие виды жи­вотных.

Животные вообще. Голубь все чаще будет клевать светлую клавишу, если через каждые 10 ударов он по­лучает зернышко пшеницы (совершенно аналогично то­му, как это было в эксперименте по трудовой этике). Если голубь не будет клевать, то он не получит пше­ницу.


Иначе говоря, получение пшеницы обусловлено клеванием. А клевание обусловливает получение корма, Давайте теперь рассмотрим принцип подкрепления: когда менее вероятное поведение обусловливает более вероятное поведение, то вероятность Выбор животных первого увеличи­вается (Примак, Шеффер и Хандт, 1964). Так, если животное было ограничено в движениях, но ему дава­ли много пить, то более вероятно, что затем оно будет двигаться, и менее вероятно, что будет пить. Но если возможность бегать будет поставлена и зависимость от питья, то даже не испытывающее жажду животное бу­дет пить чаще, чтобы подвигаться. Здесь мы имеем де­ло с очень общим законом, применимым и к мышам и к людям. Трудно сказать, насколько низкой должна быть ступень развития организма (протозои), чтобы этот закон перестал действовать. Предположим, что эта гипотеза и в самом деле могла бы быть проверена на Выбор животных многих видах. Тогда животные для эксперимента могут выбираться уже просто из соображений удобства. В ка­честве лабораторных животных, как правило, отбирают­ся особи небольших размеров, понятливые и способ­ные выжить в неволе. Желательно, чтобы они легко размножались, с тем, чтобы указанные качества закре­пились. Получаемое при этом единообразие животных удобно еще и тем, что позволяет сравнивать экспери­менты, выполненные в разных лабораториях. Однако у такого отбора животных есть и отрицательные сторо­ны. Локард (1968) обратил внимание на то. что лабо­раторная крыса не является репрезентативным живот­ным. Она развивалась в тесном контакте с людьми и во многих Выбор животных отношениях дегенерировала. Необыкновенная понятливость этих крыс является результатом слабого развития системы эндокринных желез. Эти сомнения поддерживаются наблюдениями К. Бриланда и М. Бриланда (1961) над не лабораторными видами животных, которые совсем не склонны увеличивать свою актив­ность с увеличением подкрепления. Например, свиньи довольно скоро перестают нажимать на рычаг для по­лучения пищи и вместо этого начинают рыть землю, т. е. переходят к поведению, связанному с добыванием пищи в нормальных условиях.

Специальные животные. Некоторые эксперименты проводятся, чтобы проверить гипотезу, ограниченную только данным видом животных, мужскими или женски­ми особями, молодыми или старыми и т. д. Если экспе­римент проводится для проверки гнездового поведения у голубей Выбор животных, то он должен проводиться именно па голу­бях.

Другой причиной использования специального вида животного может быть изучение реакции клеток голов­ного мозга на стимуляцию глада светом разной длины волны. Некоторые методы возможны только при усло­вии, что исследование проводилось па чисто колбочковой сетчатке, которая обнаружена у очень небольшого числа видов, например, у сусликов (Джакобс и Андер-сон, 1972). Точно также принципы обучения чтению могут быть изучены только на маленьких детях.



Люди вообще большинство разделов психологиче­ской науки, включая экспериментальную психологию, на самом деле относится только к человеку. Так, суще­ствуют эксперименты, рассматривающие поведение лю­дей в социальных группах, их Выбор животных способность определять высоту звука или воспринимать два различных сообще­ния, поступающих одновременно на оба уха. Мы не бу­дем сейчас обсуждать вопрос о том, что лучше — пси­хология, которая затрагивает только людей, или психо­логия, охватывающая и много разных видов животных. Следует отметить, что очень многие эксперименты, на­правленные на изучение человека, проводились на «двойнике» лабораторной крысы — студенте. В некото­рых исследованиях это может привести к излишнему обобщению результатов: частное подтверждение гипоте­зы принимается за общее. Например, вполне возможно, что многие студенты колледжа, в силу того что они впервые оказались далеко от дома и находятся в воз­расте, когда Выбор животных межличностные отношения особенно важ­ны, поддадутся давлению группы в эксперименте, тогда как другие лица в этом случае проявили бы большую самостоятельность. С другой стороны, если вопрос за­ключается в том, может или не может человек в прин­ципе совершать определенные действия, например вни­мательно слушать одновременно два разговора, то в этом случае студенты колледжей представляют собой благодатный материал. Ведь они так расторопны!


documentatgoxoz.html
documentatgpezh.html
documentatgpmjp.html
documentatgpttx.html
documentatgqbef.html
Документ Выбор животных